Передача энергии меж 2-мя либо несколькими параллельными валами, осуществляемая зацеплением при помощи гибкой нескончаемой цепи и звездочек, именуется цепной.
Цепная передача состоит из цепи и 2-ух звездочек — ведущей 1 (рис. 190) и ведомой 2, работает без проскальзывания и снабжается натяжными и смазочными устройствами.
Цепные передачи позволяют передавать движение меж валами в значимом, сравнительно с зубчатыми передачами, спектре межосевых расстояний; имеют довольно высочайший КПД равный 0,96. 0,97; оказывают наименьшую, чем в ременной передаче, нагрузку на вал; одной цепью передают вращение нескольким звездочкам (валам).
К недочетам цепных передач относятся: некая неравномерность хода, шум во время работы, необходимость кропотливого монтажа и ухода; необходимость регулировки натяжения цепи и своевременной смазки; резвый износ шарниров цепи; высочайшая стоимость; вытягивание цепи в промежутке эксплуатации и т. д.
Наибольшее распространение цепные передачи получили в различных станках, великах и мотоциклах, в подъемно-транспортных машинах, лебедках, в буровом оборудовании, в ходовых механизмах экскаваторов и кранов и особенно в сельскохозяйственных машинах. Так, к примеру, в самоходном зерновом комбайне С-4 имеется 18 цепных передач, приводящих в движение целый ряд его рабочих органов. Цепные передачи нередко встречаются на предприятиях текстильной и хлопчатобумажной индустрии.
Звездочки. Работа цепной передачи почти во всем находится в зависимости от свойства звездочек: точности их производства, качества поверхности зубьев, материала и термической обработки.
Конструктивные размеры и форма звездочек зависят от характеристик выбранной цепи и передаточного дела, определяющего число зубьев наименьшей ведущей звездочки. Характеристики и высококачественные свойства звездочек установлены ГОСТ 13576-81. Звездочки роликовых и втулочных цепей (рис. 191, I) профилируют по ГОСТ 591-69.
Изготовление звездочки 300 мм из стали. Обработка нежестких деталей [EN sub]
Рабочий профиль зуба звездочки для роликовых и втулочных цепей очерчен дугой, соответственной окружности. Для зубчатых цепей рабочие профили зубьев звездочек прямолинейны. В поперечном сечении профиль звездочки находится в зависимости от числа рядов цепи.
Материал звездочек обязан быть износоустойчивым, способным сопротивляться ударным нагрузкам. Звездочки изготовляют из сталей 40, 45, 40Х и других с закалкой до твердости HRC 40. 50 либо цементируемой стали 15, 20, 20Х и других с закалкой до твердости HRC 50.60. Для звездочек тихоходных передач используют сероватый как еще его называют измененный чугун СЧ 15, СЧ 20 и др.
В текущее время используют звездочки с зубчатым венцом, изготовленным из пластмасс. Эти звездочки характеризуются пониженным износом цепи и малым шумом во время работы передачи.
Цепи. Цепи изготовляют на особых заводах, а их конструкция, размеры, материалы и другие характеристики регламентированы эталонами. По собственному предназначению цепи делят на последующие типы:
- грузовые цепи, (рис. 192,I) служащие для подвески, подъема и опускания грузов. Используются в основном в грузоподъемных машинах;
- тяговые цепи (рис. 192, II), служащие для перемещения грузов в транспортирующих машинах;
- приводные цепи, служащие для передачи механической энергии от учебника вала к другому.

Разглядим несколько подробнее приводные цепи, используемые в цепных передачах. Различают последующие виды приводных цепей: роликовые, втулочные, зубчатые и крючковые.
Роликовые цепи (рис. 192, III) состоят из чередующихся внешних и внутренних звеньев, имеющие относительную подвижность. Звенья выполнены из 2-ух пластинок, напрессованных на оси (внешние звенья) либо на втулки (внутренние звенья). Втулки насажены на оси сопряженных звеньев и образуют шарниры. Чтоб уменьшить износ звездочек при набегании для них цепей, на втулки надевают ролики, которые подменяют трение скольжения трением качения (рис. 191, II и III).
Самодельная звезда от А до Я (sprocket home made)
Оси (валики) цепей расклепывают и звенья становятся неразъемными. Соединение концов цепи создают: при четном числе звеньев — соединительным звеном, а при нечетном — переходным.
При огромных нагрузках и скоростях для уменьшения шага и диаметра звездочек используют многорядные роликовые цепи.
Роликовые цепи с изогнутыми пластинами (рис. 192, IV) состоят из схожих звеньев, схожих переходному звену. Эти цепи используются тогда, когда передача работает с ударной нагрузкой (реверсирование, толчки). Деформирование пластинок содействует гашению ударов, которые появляются у входа цепи в зацепление со звездочкой.
Втулочные цепи (рис. 192, V) по собственной конструкции не отличаются от прошлых, но у них нет роликов, что приводит к усилению износа зубьев. Отсутствие роликов удешевляет цепь и уменьшает ее массу.
Втулочные цепи, так же так же как и роликовые, случаются однорядными и многорядными.
Зубчатые (бесшумные) цепи (рис. 192, VI) состоят из набора пластин с зубьями, шарнирно соединенных в определенной последовательности. Эти цепи обеспечивают плавность и бесшумность работы. Их используют при значимых скоростях. Зубчатые цепи труднее и дороже роликовых и требуют особенного ухода. Рабочими гранями пластинок, воспринимающих давление от зубьев звездочки, служат плоскости зубьев, расположенные под углом 60°. Чтоб обеспечить достаточную износостойкость, рабочие поверхности пластинок закаливают до твердости Н RC 40. 45.
Для возможности исключить соскальзывание зубчатых цепей со звездочек во время работы, их пичкают направляющими пластинами (боковыми либо внутренними).
Крючковые цепи (рис. 192, VII) состоят из схожих звеньев специальной формы не имеют никаких дополнительных деталей. Соединенней разъединение звеньев осуществляются при обоюдном наклоне на угол приблизительно 60°.
Втулочно-штыревые цепи (рис. 192, VIII) собирают из звеньев при помощи штырей, изготовляемых из стали СтЗ. Штифты расклепывают, в соединительных звеньях их фиксируют шплинтами. Эти цепи находят огромное применение в сельскохозяйственном машиностроении.
Для обеспечения неплохой работоспособности цепи материалы ее элементов должны являться износоустойчивыми и крепкими. Для пластинок употребляют сталь 50 и 40Х и закалкой до твердости HRC35. 45, для осей, валиков и втулок — сталь 20Г, 20Х и др. при твердости HRC54. 62-, для роликов — сталь 60Г при твердости HRС48. 55.
По причине с износом шарниров цепь равномерно растягивается. Регулирование натяжения цепи обеспечивается перемещением оси одной из звездочек, применением регулирующих звездочек либо роликов. Обычно натяжные устройства позволяют восполнить удлинение цепи во время 2-ух звеньев, при большей вытяжке цепи для звена ее убирают.
Долговечность цепи в большинстве находится в зависимости от правильного внедрения смазки. При скорости цепи (v) равной либо наименее 4 м/с используют периодическую смазку, которая осуществляется ручной масленкой через каждые 6. 8 ч. При v s 10 м/с используют смазку масленками-капельницами. Более совершенна смазка окунанием цепи в масляную ванну. При всем этом погружение цепи в масло не должно превосходить ширины пластинки. В массивных быстроходных передачах используют циркуляционную струйную смазку от насоса.