Процесс выпиливания и сверления лобзиком используют

Содержание

Что делать если постоянно появляются сколы?

Количество и размеры сколов зависят от сорта применяемой фанеры, свойства полотна и того, как верно мастер пилит. Выпиливать ручным лобзиком без сколов поможет несколько советов и проф хитростей:

  • используя некачественную фанеру, подверженную сколам, пилите более активно, устанавливая полотна с маленьким зубом;
  • работайте пилкой с оборотным (реверсным) зубом, созданным для минимизации сколов.
  • проклеивайте косильной лески распила с оборотной стороны скотчем либо малярной лентой;
  • увлажняйте заднюю часть заготовки.

Нужен совет, почему заедает пилку?

Вы отлично прочуяли лобзик, достигнули плавности хода и ведете аккуратную леску распила, но здесь движение инструмента затрудняется и пилку клинит в заготовке. Это обычная ситуация, возникающая при резьбе ручным лобзиком по фанере. Происходит она по последующим причинам:

  • Перегрев пилки – при долговременной работе полотно расширяется за счет нагрева. Во избежание схожих ситуаций делайте маленькие перерывы либо временами протирайте полотно увлажненной ветошью.
  • Особенности древесной заготовки. Ход лобзика может затрудняться из-за того, что пилка напоролась на более плотный участок: сучок, сгусток клея в фанере и пр.
  • На длинноватых пропилах пилка может зажиматься меж 2-мя практически разбитыми частями фанеры. Продолжить комфортабельное пиление можно скрепив разбитые концы прищепкой

Давайте ближе к делу. Как выпиливать лобзиком из фанеры и дерева?

Чтоб получить точную и аккуратную леску распила следует соблюдать ряд базисных правил:

  • Рука с лобзиком должна делать только вертикальные движения.
  • Движения вверх-вниз совершают без резких рывков и с наибольшей амплитудой, чтоб использовать всю рабочую длину полотна.
  • 2-ая рука в процессе пиления плавненько разворачивает и перемещает заготовку.
  • Не надо надавливать пилкой на заготовку и оказывать на полотно бокового давления.
  • Выпиливание происходит исключительно в тот момент, когда пилка движется сверху вниз, потому оборотное движение должно производиться свободно без надавливания.

процесс, выпиливание, лобзик, использовать

Работая ручным лобзиком, его ведут не по косильной лески узора, а по внутренней стороне контура, так как даже самая тонкое полотно оставляет пропил, ширину которого следует учесть. Это в особенности принципиально при выпиливании изделий с четкой подгонкой частей, к примеру, пазлов либо интарсии.

Окончив работу, не забудьте ослабить один из зажимов, чтоб рамка лобзика не утрачивала собственной упругости.

Как перенести схему на деревянную заготовку?

Существует несколько комфортных вариантов переноса распечатанного чертежа на древесную базу:

  • используя копирку и перерисовывая шаблон вручную;
  • приклеивая лист на двухсторонний скотч;
  • наклеивая картину на клей, остатки которого затираются наждачкой на шаге финальной отделки.

А что если использовать деревянные заготовки?

При всей собственной практичности фанера не обладает настолько выразительной фактурой как доска. Выпиливая проекты из дощечек, можно использовать эти достоинства: сыграть на разнице цветов и цветов, ориентации древесных волокон (как в интарсии) и т.д. Поделки из древесной породы имеют более симпатичный торец (без слоеной структуры как у фанеры) и их намного легче обрабатывать отделочным составом.

Для выпиливания ручным лобзиком употребляют заготовки из мягеньких и жестких пород шириной до 10 мм. Выбирая материал, отдавайте предпочтения доскам тангенциального распила. Заготовки кругового распила использовать не рекомендуется, т.к. они имеют параллельно расположенные годичные кольца, которые из-за собственной твердости будут уводить лобзик при пилении.

А что на счет отработки основных приемов?

В базе самых замудренных орнаментов всегда лежит ряд базисных фигур и частей, отработав которые вы будете подготовлены к выполнению сложных проектов. Делать это лучше на узкой фанере шириной до 3 мм.

Тупые и прямые углы: лобзик плавненько движется без надавливания на заготовку, вроде бы совершая холостой ход; в это время 2-ая рука не спеша проворачивает древесную заготовку на подходящий угол.

Внутренний радиальный контур: для этого во внутренней части фигуры просверливается маленькое отверстие, через которое пропускается пилка. При выпиливании круга леска распила ведется по внутреннему контуру рисунка. Ход инструмента должен быть средней интенсивности; заготовка разворачивается соразмерно движениям лобзика.

Округлый контур: выпиливая такую фигуру, повышайте ход лобзика на крутых участках, разворачивая заготовку в этом месте резвее.

Острые углы: осторожный острый угол без сколов и иных изъянов получают методом сведения 2-ух пропилов.

Какой лобзик выбрать?

Невзирая на простоту собственной конструкции, современные ручные лобзики отличаются рядом особенностей, на которые следует направить внимание при выборе. От моделей с рамкой из листового железа лучше отрешиться, выбрав лобзик, сделанный из железной трубки. Таковой вариант обеспечивает наилучшее натяжение полотна и исключает его перекос, по этому пилку не будет «уводить» в процессе работы.

Пилка фиксируется в рамке методом поджатия верхних и нижних гаек-барашков. Выбирая лобзик, направьте внимание, чтобы он оснащался барашками из высококачественной стали, имеющими широкие ушки. Это значительно повысит удобство использования инвентарем в процессе работы.

§ 9. Технология выпиливания лобзиком

Разгляди изделия, сделанные твоими одногодками при помощи лобзика. Сделать их нетрудно. Но для этого нужно завладеть приемами работы лобзиком.

На исходном шаге ты будешь изготавливать изделия из фанеры. Лучше использовать для этого фанеру из березы. Она имеет однородную светлую поверхность, на которой просто размечать детали карандашом либо переносить очертания будущей детали при помощи копировальной бумаги. При выборе заготовки для производства изделия стоит направить внимание на выпуклости фанеры, сокрытые полости в местах плохого склеивания слоев шпона, расслоение покромок, также на сколы на покромках фанеры. Эти и другие недостатки приводят к плохому изготовлению изделия, образованию огромного количества отходов и расходованию излишнего времени на работу.

Фанерную заготовку с нанесенным на нее рисунком (разметкой) кладут на столик для выпиливания и придерживают левой рукою. Лобзик берут за ручку правой рукою и, приставив к заготовке пилочку, начинают выпиливать

Рис. 60. Недостатки фанеры: 1 – выпуклости; 2 – полость; 3 – расслоение; 4 – сколы

Рис. 62. Выпиливание острых углов: а – внутренних, б – наружных

При выпиливании смотрят, чтоб пилочка двигалась умеренно и перпендикулярно к плоскости заготовки со скоростью примерно 60. 80 двойных движений за минуту. Пилить лобзиком нужно медлительно и умеренно. При выпиливании углов (в особенности острых) удобнее пилить в 2-ух направлениях. Внутренние углы выпиливают вдоль стороны угла к его верхушке (рис. 62, а), а наружные – вдоль стороны угла от его верхушки (рис. 62, б). В данном случае не надо изменять направление пиления, а угол будет выпилен довольно верно. Наружные контуры следует выпиливать с наружной стороны от косильной лески разметки, а внутренние – с внутренней. Это означает, что леска разметки должна оставаться на заготовке для ориентации при предстоящей обработке

Рис. 63. Выпиливание: а – по внутреннему контуру; б – по наружному контуру

Зазор меж линией разметки и пропилом не должен превосходить 0,5 мм. косильной лески разметки после выпиливания будут служить границами обработки детали ратфилем. При наличии в заготовке наружных и внутренних контуров сначала выпиливают внутренние контуры. При выпиливании в заготовке внутренних контуров в ней нужно сделать отверстия для установления в их пилочки. Их делают поблизости косильной лески разметки, но так, чтоб не разрушить ее. Отверстия можно просверлить либо сделать при помощи шила. В обоих случаях под заготовку следует подсунуть кусочек ненадобной древесной породы либо фанеры, чтоб предупредить вероятное скалывание нижних слоев древесной породы.

Для работы лучше использовать шило с трехгранным затачиванием. Отверстие делают практически сквозным до того времени, пока на оборотной стороне не появится след от инструмента. Заготовку переворачивают и продолжают сверлить отверстие с обратной стороны: такая последовательность уменьшает риск раскалывания шпона с нижней стороны заготовки при изготовлении отверстия. После чего рамку лобзика следует сжать в особом приспособлении (см. рис. 56) и открутить гайку верхнего зажима. Освобожденный конец пилки вставляют в сделанное отверстие и снова закрепляют в верхнем зажиме. Сняв зажимное устройство, заготовку вкупе с лобзиком осторожно кладут на столик для выпиливания и начинают работать.

Маленькие работы производят в круглом отверстии столика (рис. 64, а), а выпиливание огромных и средних контуров делают в вырезе столика (рис. 64,б).

Рис. 64. Методы выпиливания: а – в круглом отверстии; б – в вырезе столика

Рис. 65. Электрический лобзик: 1 – электрический движок; 2 – распилочный столик; 3 – пилочка; 4 – винты крепления пилочки; 5 – корпус лобзика

При пилении на извивах контура фанеру медлительно поворачивают, не прекращая движения пилки в пропиле. Когда движение пилки приобретет необходимое направление, можно пилить далее вдоль косильной лески разметки.

Огромные по объему работы создают электронными стационарными лобзиками. Употребляют для выпиливания также ручные электрические лобзики. Об особенностях работы этим инвентарем ты узнаешь в предстоящем на уроках трудового обучения.

Рис. 66. Ручные электрические лобзики

Закрепление материала

  • С какой технологической операции начинается изготовка изделия при помощи лобзика?
  • Какова последовательность подготовки лобзика к выпиливанию?
  • Какими методами можно перенести набросок либо набросок изделия на заготовку? В чем их суть?
  • Какова последовательность производства деталей, имеющих наружные и внутренние контуры?
  • Какие правила безопасности нужно соблюдать при работе лобзиком?

Практическая работа № 2. Выпиливание лобзиком

Оборудование и материалы: заготовки из трехслойной фанеры, лобзик, столик для выпиливания, набор пилочек, карандаш, копировальная бумага, калька, канцелярские кнопки.

Последовательность выполнения работы

  • По заданию учителя ознакомься с приблизительными объектами труда (с. 65).
  • Избери объект труда по собственному желанию.
  • Подбери заготовку нужных размеров.
  • Перенеси изображение при помощи копировальной бумаги.
  • Выпили изделие.
  • Произведи контроль свойства проделанной работы.
  • Конечную обработку и отделку изделия сделай после исследования последующих тем.

Тестовые задания

Пазухи (впадины) меж зубцами ножовки служат для

    А удобства разведения зубцов
    Б заострения зубцов ножовки
    В удаления опилок

Как именуется устройство 2, при помощи которого закреплена подкладная доска 1?

    А ручные тиски
    Б зажим
    В струбцина

На каком изображении верно показано крепление пилочки в лобзике?

Что изображено на рисунке?

    А организация рабочего места
    Б выполнение работы лобзиком
    В процессустановления пилочки
    Г процесскрепления заготовки

Основные понятия

  • Ажурное выпиливание – умелое выпиливание изделия, содержащего много сложных контуров.
  • Недостаток – недочет, недостаток.
  • Полость – ничем не заполненное место.
  • Трафарет – сетка для резвого воссоздания контура рисунка.

Новые термины

наружный контур, внутренний контур, ажурное выпиливание.

Ориентировочные объекты труда

Для изготовления выбранного варианта изделия элементы конфигурации изделия (рис. 67–70) необходимо перенести на трафаретную сетку с размером клеточек 10×10 мм или, по возможности, увеличить, использовав компьютерную технику. Затем полученное изображение с помощью кальки и копировальной бумаги перенести на заготовку и приступить к выпиливанию.

Сборка и отделка изделия с применением различных техник выполняются после изучения соответствующих тем и овладения приемами их выполнения.

Рис. 67. Варианты контуров салфетниц

Рис. 68. Варианты контуров рамок для фотографий

Рис. 70. Варианты контуров подставок под чашку

Как собрать?

После того как вы выбрали материал и нанесли контур узора, необходимо собрать рабочий инструмент. Сделать это нетрудно. Для начала надо затянуть пилку возле рукояти внизу, затем аккуратно продеть свободный конец в специальный паз с противоположной стороны и, немного надавив на ручку, зафиксировать его в нем. Имейте в виду, что и зубья пильной поверхности обязательно должны смотреть вниз, на ручку вашего инструмента.

Многие неопытные пользователи стараются сдавливать рамку как можно сильнее – этого не стоит делать: единственное, чего вы добьетесь таким образом – это поломаете металлическую дугу. Вполне достаточно просто приблизить концы друг к другу на 1-1,5 см. Обычно рукоятку сжимают руками либо упираются инструментом в грудь. Если у вас не хватает силы на то, чтобы затянуть барабанчики руками, можно прибегнуть к использованию пассатижей.

Убедиться в том, что пильное полотно закреплено правильно, очень легко – в этом случае во время выпиливания можно будет услышать высокие звуки, издаваемые вкручивающимися в дерево или пластик зубчиками.

Имейте в виду, что тонкие пилки нередко ломаются – если вы планируете регулярно использовать инструмент, то собирать его вам придется довольно часто. Именно поэтому лучше еще до начала работ научиться проводить сборку, поскольку чем быстрее и легче будет смена пильного полотна – тем проще будет вся работа целом.

Ручные лобзики: особенности и тонкости эксплуатации

Ручной лобзик используют для выпиливания всевозможных фигурок из древесины, пластика, тонкого металла и фанеры. Его используют как опытные профессионалы для создания предметов искусства, так и дети, которые только делают первые шаги в изготовлении игрушек и предметов интерьера своими руками.

Как выбрать?

Для того чтобы верно подобрать лобзик ручного типа, нужно обратить внимание на несколько факторов, имеющих важное значение для особенностей эксплуатации инструмента.

  • Форма. Она может быть прямоугольной и остроконечной – каждая из них применяется для проведения определенных типов пиления.
  • Масса инструмента. Работа ручным инструментом обычно довольно кропотливая и продолжительная, потому рука очень быстро устает. Именно поэтому стоит отдавать предпочтение маловесным моделям с эргономичными ручками. Оптимально, если форма рукояти будет анатомической – то есть соответствующей изгибам человеческой ладони (пользоваться ими намного удобнее).

Имейте в виду, что легкие модели в большинстве случаев выпускают за рубежом, отечественные производители все чаще предлагают инструменты, имеющие весьма солидный вес.

  • Рамы лобзиков бывают алюминиевыми, железными, титановыми либо стальными. Если вам требуется долговечный и крепкий инструмент, то не имеет смысла останавливать свой выбор на лобзиках с алюминиевой рамой, поскольку прочность этого металла невелика. Лучше отдать предпочтение титановым либо стальным вариантам. Они, конечно, стоят на порядок дороже, но способны справиться с большими нагрузками, служат намного дольше, да и сам рабочий процесс гораздо комфортнее.
  • Зажимы инструмента могут быть представлены гайками или же барабанчиками. Второй вариант считается более предпочтительным, так как обуславливает максимально комфортную работу с таким лобзиком – в этом случае не требуются никакие дополнительные приспособления, например, гаечные ключи для замены полотна. Все, что от вас потребуется, – это попросту открутить барабанчик, а потом заменить полотно вручную.
  • Предприятие-изготовитель. Китайские инструменты стоят дешево, но покупать их не стоит, поскольку срок их эксплуатации, как правило, весьма непродолжителен. Профессионалы рекомендуют работать с изделиями всемирно известных брендов Stanley и Intertool, Mastertool, а также Topex. Эти компании давно и прочно утвердились на рынке как производители самых качественных надежных наборов слесарных инструментов.

Описание и устройство

Ручной лобзик, с технической точки зрения, – очень простое устройство. Оно состоит из металлической дуги, между наконечниками которой крепят пилящий инструмент. К одному из концов этой дуги приделывают ручку – за нее мастер держит устройство во время своей работы. Самым главным элементом лобзика является пильное полотно, поскольку от его качества и остроты зависит то, насколько легкой, удобной и эффективной будет работа инструмента.

К большому сожалению, современные пилки вовсе не отличаются достойным качеством, поэтому специалисты рекомендуют отдавать предпочтение импортным, например, очень хорошо зарекомендовали себя изделия шведских производителей.

Многие задаются вопросом о том, может ли ручной лобзик полностью заменить электрический. Ответ на это категоричный – нет. И тот и другой инструмент имеет нюансы использования, поэтому в домашней мастерской они должны дополнять, а не взаимоисключать друг друга. Ручным прибором не получится пропилить толстую древесину и плотный металл, но зато его пропил выходит более тонким и гораздо более аккуратными, нежели тот, который получается при работе с электрической модификацией.

Следует отметить, что ручной лобзик стоит намного дешевле электрического, поэтому его рекомендуют приобретать для детей и подростков, которые только оттачивают свои навыки в пилении.

Ручные лобзики бывают самыми разнообразными: большими и маленькими, детскими, школьными и профессиональными. Существуют модели, предназначенные для распиливания плитки, а также ювелирные варианты. Все они различаются размерами, а также особенностями пилок. В наши дни производителей лобзиков довольно много, потому инструменты сильно отличаются по ценам, комплектации и, конечно же, качеству. Пилящие полотна могут иметь разные размеры и разную структуру.

Наиболее распространены пилки с прямым двойным зубом, а также спиральные.

Первый вариант оптимален для создания быстрого и прямого реза. В большинстве моделей длина таких полотен составляет 13 см, а рабочая поверхность – 8,5 см. Этими приспособлениями можно пилить древесину, фанеру, а также пластик. Спиральные лезвия, в отличие от выпрямленных, характеризуются закрученной формой, поэтому их часто применяют для создания круглых элементов – благодаря своеобразной форме пилка не застрянет в деревянной заготовке.

При проведении декоративного распила требуются особые инструменты, которые позволяют создавать плавные косильной лески и изгибы даже микроскопических размеров. Для таких манипуляций лучше всего использовать ювелирный ручной лобзик – в отличие от более распространенного аналога, используемого при работе с древесиной и прочими листовыми материалами, это приспособление более легкое и компактное.

Правила работы

Ручной лобзик имеет принципиальное отличие от привычной ножовки: пила пилит в тот момента, когда мастер толкает ее от себя, а лобзик, напротив, проводит распил, когда инструмент двигается по направлению к работнику. Это связано с тем, что рабочие зубья направлены на рукоятку, а не от нее.

Итак, порядок работы с ручным лобзиком выглядит следующим образом.

  • Для начала нужно сделать заготовку. Если вы уже определились с рисунком, то вы можете смело переводить его на рабочую поверхность – обычно для этого используют копировальную бумагу. Ее прикладывают к заготовке, сверху располагают необходимый узор и при помощи острого карандаша переводят на древесину либо фанеру.
  • После этого заготовку надо хорошо зафиксировать – с этой целью на верстак или любой другой стол при помощи струбцины крепится специальная подставка. На подставку помещают непосредственно заготовку и приступают к основному процессу – выпиливанию. Технология вырезания имеет свои особенности. Профессионалы советуют пилить в сидячем положении, при этом ручка лобзика должна располагаться снизу. Работник двигает руками то вниз, то вверх, при этом стараясь удерживать пилу точно вертикально, в противном случае – заготовку можно попросту повредить. В тех участках, где контур изогнут, желательно вращать саму заготовку, но не лобзик, иначе можно поломать полотно. Если вам необходимо оформить острый угол, то нужно задержаться в одном месте до тех пор, пока пильное полотно не развернется, а потом – продолжать работу.

Иногда возникает необходимость выпиливать фигурку начиная от центра заготовки – в этом случае вам придется использовать ручную дрель, чтобы высверлить небольшое отверстие внутри рисунка и уже от него начинать распил.

Однако постарайтесь делать его не слишком близко к планируемому контуру, иначе на фанере могут образоваться сколы. Затем пилку следует вытащить из инструмента, вставить ровно в отверстие, потом – снова зафиксировать его на инструменте и продолжить свою работу.

Технология ажурного выпиливания лобзиком

ТЕМА: ТЕХНОЛОГИЯ АЖУРНОГО ВЫПИЛИВАНИЯ ЛОБЗИКОМ

Цель: Ознакомление с историей и традициями русских народных промыслов деревообработки. Формирование умений ажурного выпиливания по дереву.

Оборудование: чертежные инструменты, образцы работ, рисунки, копирка, коловорот, сверла, шлифовальная шкурка, лобзик, приспособление для пиления лобзиком, инструкции по технике безопасности.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из самых древних народных промыслов – с одним из видов деревообработки. Затем изучим технологию изготовления ажурных изделий из дерева. Познакомимся с инструментами, с помощью которых мастера изготавливают свои изящные, неповторимые изделия. Но прежде чем приступить к работе, давайте поговорим об истории возникновения ажурной резьбы. Как вы считаете, почему деревообработка считается самым древнейшим народным промыслом? (Ответы детей).

Учитель: Почему в народе и сейчас самыми популярными являются художественные ремесла, связанные с обработкой дерева?(Ответы детей).

Учитель: Сколько прекрасных образцов деревянной архитектуры и художественного творчества оставили нам наши предки. Во многих музеях нашей страны хранятся изделия древних мастеров, которые с помощью пилы, топора и стамески создали уникальные произведения архитектуры и резного декора. На слайде мы видим модель деревянного Коломенского дворца XVII века, выполнена резчиком. которая хранится в Государственном музее. заповедник «Коломенское».

Целые артели плотников, столяров, резчиков ходили из города в город, из деревни в деревню, где своими руками, трудом и талантом создавали удивительные произведения зодчества, украшали жилье и быт резными изделиями. И поныне как сказочные терема стоят в резком узорочье древние храмы, княжеские палаты и простые избы. Наибольшее развитие домовая резьба получила к началу ХХ века. Каждый хозяин стремился наряднее украсить резным декором свое жилище.

Резьбой украшали все детали дома – причелины и полотенца, слуховые окна и балкончики, карнизы и фризы, наличники окон и дверей, крыльцо с навесом, лестничный вход с перилами, очелья калиток, ворот, ограды.

Тому подтверждению мы видим резной декор дома «Абрамцево» архитектор и интерьер дома Петра I, его кабинет, выполненный в XVI-XIX веке.

Домовая резьба не была однотипной и монотонной, она выполнялась в разной технике и подразделялась на виды. Каждый вид резьбы отличался по характеру, поэтому резные элементы выполняют в той технике, которая наиболее выигрывает и увязывается с архитектурой дома.

В конце ХIХ – начале ХХ века преобладающей в украшении деревянных домов становится прорезная резьба.

Большое внимание на мотивы прорезной резьбы оказали народная вышивка и плетение кружев.

По узорам мы видим как они напоминают нам ажурную резьбу. Образцы шитья хранятся в Государственном историческом музеи, изготовленные в 17веке. В них просматриваются великолепные сочетания жемчугов, драгоценных камней и золотой нити.

Указка рис.1. «мастерские Московского Кремля. Дерево, золотая парча, драгоценные камни, жемчуг она принадлежала царю Алексею Михайловичу. Указка вышита русскими мастерицами шелковыми нитями в сочетании с драгоценными камнями и жемчугами.

Резьба на карнизах домов или украшающая балкончики светелок напоминает кружево подзора, поэтому ажурные прорезные доски, свисающие с карнизов, и называют «подзорами». Полотенца и причелины (названные по аналогии с вышивкой), фризы и карнизы, обрамление наличников домов делают в одном стиле – прорезной резьбе. Прорезная резьба часто накладывается в два. три слоя, образуя своеобразную бахрому, которая придает легкость и ажурность всему дому.

Мы видим сейчас великолепные произведения искусства прорезной и ажурной резьбы XVI века – «Алтарные врата из Галича», изображение на рисунке слева и справа – надпрестольная сень Преображенского собора Соловецкого монастыря.

Прорезная резьба называется также сквозной, или пропильной. Выполняют ее в основном лобзиком, например, выпиливая контуры различных фигур. Применяют ее там, где через прорези должно что-то просматриваться, например, в дверях, буфетах, ширмах, а так в оконных наличниках. При этом способе резьбы удаляют фон, а в качестве него используют яркую ткань или другие материалы. Плоскую, прорезную и контурную резьбу использовали в основном для украшения мебели русские мастера. Прорезная резьба с рельефным рисунком называется ажурной.

«Ларец – теремок» 1840 год. Сквозная, ажурная выемчатая резьба. Тропинина. На боковой стороне просматривается рельефный рисунок(силуеты детей). «Стул» дерево, кожа. обстановка русского дома 17 века. Сиденье, спинки обивались ярким турецким бархатом, цветной кожей с тисненным узором, ножки украшали ажурной резьбой. Стулья и кресла в старину считались почетной мебелью, их предлагали гостям.

Этой резьбой украшали мебель, выполнению в стиле барокко и рококо. Если прорезную резьбу приклеивают или прибивают к деревянной основе, то ее называют накладной.

Техника прорезной и ажурной резьбы довольно проста. Для ее выполнения на простроганную или отшлифованную поверхность заготовки из древесины или фанеры переносят рисунок по шаблону или через кальку. На размеченной и закрепленной заготовке в вырезаемых контурах просверливают отверстия, в них заводят пилку лобзика и выпиливают по контуру узора на выпиловочном столе. Затем изделие зачищают шкуркой или стамеской снимают фаски по торцам рисунка. Готовое изделие покрывают лаком и морилкой при необходимости выполнения работы в цвете.

Самым производительным инструментом для выполнения прорезной, ажурной, накладной резьбы, безусловно, является электролобзик.

Учитель: Ребята! Как вы считаете какие инструменты и оборудование нам необходимы для выполнения работы.

Учащиеся: Столярный верстак, лобзик, коловорот, сверла, чертежные инструменты.

Учитель: Давайте вспомним устройство инструментов и оборудования.

Вопрос : Рассказать устройство столярного верстака, Т. Б.?

(Ответ учащегося: 1-подверстачье; 2-рабочая доска; 3-проушены;

4-лоток; 5- передний зажим; 6-боковой зажим.)

Учитель: Вопрос : Устройство лобзика, приемы работы с ним и Т. Б.?

(Ответ учащегося: 1-рамка, 2-ручка, 3,4-зажим)

Учитель: Вы помните ребята, как правильно закрепить пилочку в лобзике? Какое приспособление нам необходимо для работы?( Ответ учащегося)

Учитель: Вопрос : Устройство коловорота, виды сверл, Т. Б.?

Выпиливание лобзиком. искусство резчика

( Ответ учащегося: 1-упор, 2,3-ручка, 4-патрон, 5-сверло)

( Ответ учащегося: 1-спиральное, 2-винтовое, 3-ложечное)

Демонстрация учащимися приемов сверления отверстий

а. в зажиме верстака, бна подставке

ТЕХНИКА БЕЗОБАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИНСТРУМЕНТАМИ

Надежно закреплять заготовку и подкладную доску на верстаки;

Надежно, без перекоса, закреплять сверло в патроне;

Ручку коловорота или дрели вращать свободно, без больших усилий;

Коловорот или дрель класть на верстак сверлом от себя.

Работать лобзиком и шилом с надежно закрепленными и исправными ручками;

Надежно крепить выпиловочный столик к верстаку;

Надежно закреплять пилку в рамке лобзика, наклон зубчиков к ручке;

Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой;

По окончании работы уборку производить щеткой-сметкой.

Учитель: Сегодня мы выполним технологическую карту резного изделия (настенное панно).

Перед началом выполнения практической работы давайте посмотрим на образцы работ выполненных учащимися нашей школы. Может быть одно из них вас заинтересует. Слегка изменив рисунок внутри панно, мы можем получить совсем иное изделие, или создать свое из образцов орнаментов.

Эскиз и технологическая карта настенного панно.

Последовательность выполнения операций

Выбрать заготовку под размер на рамку и фон

Разметка на заготовке орнамента и рисунка

Чертежные инструменты (копирка, калька, рисунки, орнаменты)

Лобзик, пилочки, выпиловочный столик

Изготовление рамки, пиление древесины

Учитель: По желанию вы можете воспользоваться образцами рисунков и изделий, чтобы выполнить свое изделие.

Объекты труда. Элементы для фасада зданий, рамки.

внешних и внутренних дверей символ гостеприимства

Перед началом выполнения практической работы я хочу познакомить вас с правилами выпиливания лобзиком. Старайтесь не наклоняться над лобзиком, держать его вертикально, свободной рукой поворачивайте фанеру с рисунком так, чтобы леска рисунка подходила под пилочку, а не наоборот, причем пилочка должна все время находится в круглом отверстии упорной дощечки. При очень крутых поворотах нужно сделать несколько «холостых» движений лобзиком, не нажимая на пилочку и постепенно поворачивая фанеру. Выпиливание следует начинать со средних контуров орнамента, с учетом того, чтобы за внешним контуром был запас поля не более 10см.

Изготовление ажурного резного изделия по этапам технологической карты.

а – проверка работ, выявление лучшей работы учащихся;

б – выявление недочетов в работе, причина их появления;

Учитель: Сегодня мы с вами узнали историю появления наиболее древнего вида декоративного искусства – ажурной, прорезной резьбы. Познакомились с работами наших предков, которые и по сей день хранятся в различных музеях нашей страны и являются исторической ценностью. Познакомились с технологией ажурного выпиливания лобзиком. Создали свои красивые изделия, которые будут радовать вас и ваших близких, украшая интерьер дома.

Необходимые инструменты

При выпиливании лобзиком применяют определенный набор инструментов. Итак, для работы потребуется:

  • электрический лобзик и ручной лобзик;
  • фанера или специальная обработанная доска (толщина зависит от изделия);
  • шило, дрель со сверлом, для того чтобы делать отверстие, в которое потом опустят лезвие;
  • несколько разных напильников и наждачная бумага, для того чтобы сгладить края;
  • рисунки, лекала, трафареты для нанесения на дерево;
  • киянка, молоток, пассатижи;
  • рабочий стол – поверхность 20 на 30 см с отверстием, сходящимся до выреза 3-5 см диаметром под острым углом;
  • тонкое шило и карандаш для перенесения изображения на доску;
  • запасные пилки для электролобзика для различного вида реза;
  • запасные пилки для ручного инструмента.

Начинающим пилок для ручного лобзика потребуется очень много. Они расходуются в огромном количестве у обучающихся резчиков. Для создания узоров пользоваться стоит ручным лобзиком, более длинные и прямые вырезы делают электрическим инструментом. Точность ручного выше, но производительность меньше.

Тонкости выпиливания лобзиком

Сегодня многие люди стремятся украсить интерьер приятными мелочами, например, элементами с резьбой. Очень популярны изделия из дерева с красивыми орнаментами и узорами. Дерево всегда украшает дом, создает уют, а главное, является натуральным материалом. Резьба по дереву – очень приятное и интересное занятие, которое может освоить каждый, если внимательно изучит процесс и подготовится к работе.

Особенности работы

Лобзик — это инструмент, который позволяет выпиливать из фанеры различные элементы, создавать орнаменты. Тонкое лезвие с зубцами делает различные срезы, косильной лески и позволяет создавать украшения из дерева. Лобзик используют и в строительстве, но в данной статье речь пойдет именно о вырезании декоративных элементов. Вырезание с помощью лобзика имеет ряд особенностей. Существует большое количество вариантов этого инструмента. Две основные разновидности – это ручной и электрический лобзик. Изначально был придуман ручной лобзик. Эта конструкция состоит из дуги и лезвия. Лезвие закреплено зажимами, которые позволяют изменять натяжение. Рамка включает рукоять.

Зажимы могут быть расположены так, чтобы вращаться. Это позволяет менять плоскость и создавать сложные элементы резьбы. Пилка ручного лобзика и вся его конструкция подвержены износу, поэтому пилку приходится часто менять. Мастера, кто работает ручным инструментом, имеют много запасных пилок для замены. Электролобзик – это инструмент, который работает от сети. В корпусе расположены механизмы, на корпусе есть ручка, пилящий элемент находится в передней части внизу корпуса. Иногда есть лапка, которая помогает вырезать ровнее. Есть модели с насадками, используемые для облегчения распиливания, выравнивания края.

При работе с электролобзиком стоит ознакомиться с параметрами, которые прописаны в инструкции, чтобы знать, как именно использовать инструмент для выпиливания узоров. От ручного лобзика такой инструмент отличается креплением пилки, ее толщиной и весом. У электролобзика больший вес и меньшая точность, но зато значительно выше производительность.

Пользоваться электролобзиком можно для строительных работ. Долго работать таким инструментом трудно. Для декоративных элементов он тяжеловат и не слишком точен. Материал может пострадать, а точность узора – исказиться.

Выбор подходящего материала

Для работы лобзиком для выпиливания используют фанеру. Лучше всего березовая тонкая фанера толщиной 2-8 мм, для очень ажурных и плотных рисунков используют листы до 3 мм толщиной. А также используют специально подготовленные деревянные заготовки. С деревянными заготовками работать сложнее, но зато остаются очень красивые края. Фанера проще в использовании и доступнее. Перед тем как начать работу, стоит подготовить качественную фанеру. Важно обратить внимание на некоторые особенности материала.

  • Для художественного вырезания используют листы толщиной меньше 5 мм, для элементов мебели используют 1-2-сантиметровые листы.
  • Если вы собираетесь покрыть изделие бесцветным лаком, то цвет фанеры нужно выбирать внимательно. Если готовое изделие будет покрыто краской, цветным лаком или морилкой, то фанера может быть любой.
  • Фанера должна быть высушена хорошо до 40-65%. Сырой материал приведет к тому, что будет застревать инструмент.
  • Качество фанеры для художественной работы должно быть высоким, фанера первого или высшего сорта.
  • Внимательно проверьте материал на наличие сучков и посторонних пятен.
  • Проверьте, чтобы материал не имел вздутий, пустот и пятен от смолы.
  • Проверьте лист на отсутствие расслоение материала.

Можно проверить качество фабричной проклейки фанеры так: отпилите кусочек 1-2 см шириной, если фанера качественная, то полоска не расслаивается и не будет крошиться.

Как выпиливать узоры?

Самым сложным, но красивым является художественное выпиливание узоров. Для создания орнамента необходимо перенести трафарет на фанеру. Для того чтобы сделать трафарет, используют ватман, бумагу или остатки обоев. Крупные элементы мебели можно разместить на ватмане или отрезе обоев, для небольших элементов подойдет простой лист А4. На листе с помощью карандаша необходимо создать рисунок или взять уже готовый, затем необходимо продублировать его более ярким карандашом или фломастером, чтобы было проще перенести рисунок на деревянную заготовку. Для того чтобы сделать узор или орнамент с помощью ручного и электрического лобзика, необходимо:

  • нарисовать или найти в интернете рисунок, который вы будете переводить и вырезать;
  • перенести этот узор на заготовку;
  • выпилить рисунок – крупные элементы можно сделать электролобзиком, мелкие элементы только с помощью ручного лобзика;
  • удалите остатки бумаги, если приклеивали трафарет к фанере;
  • обработайте края;
  • очистите изделие от пыли и стружки;
  • покройте лаком, морилкой или краской.

Существуют следующие варианты переноса рисунка на заготовку:

  • простые рисунки можно перенести шилом, а потом соединить косильной лески карандашом;
  • можно использовать копировальную бумагу;
  • наклеить рисунок на фанеру клеем или двусторонним скотчем, а после работы снять остатки бумаги.

Художественное вырезание лобзиком предполагает подготовку и навыки, которые требуют терпения и трудолюбия при обучении. Начинайте с простых узоров, постепенно усложняя схемы. Ажурные изделия очень изящны и красивы, а еще являются неисчерпаемым пространством для творчества и фантазии. Фигурное вырезание потребует в большей степени работы ручным лобзиком, чем электрическим, как это было сказано выше. Ручной лобзик позволяет сделать мелкие элементы в рисунке. Особое внимание стоит уделить углам, которые могут спровоцировать трещины или откол уголка.

Большое количество элементов и деталей делает заготовку более хрупкой, поэтому не делайте крутых поворотов, вырезайте не торопясь, аккуратно перемещайте заготовку, работайте плавно.

Технология выпиливания лобзиком

Как и любое увлечение и ремесло, выпиливание потребует времени для обучения, но если вы справитесь с этим не самым сложным этапом, то сможете создавать необыкновенные подарки и украшения. Вы сможете реализовать много идей без особых затрат на материалы. Начните с подготовки рабочего места, на котором есть все необходимые инструменты, рисунки и материалы. Рекомендуется сидеть на стуле достаточной высоты, чтобы спина не сутулилась. Правую (или левую, если вы левша) руку уприте локтем о колено, чтобы снять часть нагрузки. Следите при этом за тем, чтобы колено или рука не затекали. Рабочий стол обязательно должен быть в порядке, уберите все ненужные инструменты и материалы, которые вы сейчас не используете. Эскизы и чертежи закрепите вертикально перед собой на одном уровне с глазами. Соблюдайте технику безопасности.

Для того чтобы ровно пилить ДСП, нужно соблюдать ряд требований.

  • Делайте только правильные вертикальные движения рукой с лобзиком. Не пытайтесь ускорить процесс толкая лобзик в сторону.
  • Работайте с максимально возможной амплитудой инструментом вверх-вниз, без рывков и порывистых поворотов, чтобы сделать спил, используйте всю поверхность полотна. Это будет эффективнее.
  • Аккуратно вращайте и передвигайте заготовку другой рукой. Делайте это медленно и спокойно.
  • Сбоку пилкой не давите на полотно.
  • Процесс выпиливания идет при движении сверху вниз, при обратном движении не стоит также надавливать на инструмент.

При работе ручным инструментом ведите разрез по внутренней границе контура рисунка, потому что любой материал оставляет пропил, и это стоит уHonor при работе. По окончании выпиливания ослабьте зажим лобзика, чтобы дуга дольше была упругой. Не храните лобзик с натянутой пилкой. Это вредит работе инструмента и его рамке. Чтобы освоить резьбу лобзиком, стоит начинать с самых простых элементов. Например, с прямого реза. Прямая леска – основа самых простых рисунков. Иногда чтобы отпилить простую столешницу, требуется много умений, любые элементы предполагают прямой срез – как часть рисунка, как место стыковки.

При резьбе могут образоваться сколы. Это очень портит внешний вид. Прямой срез позволит создавать ровные элементы и острые углы. Главное, избежать сколов и неровностей.

Чтобы сократить сколы, необходимо правильно выполнять резьбу:

  • при низком качестве материалов используйте инструменты с маленькими зубчиками, и выпиливаете быстрее;
  • попробуйте пилку с реверсными или обратными зубцами;
  • используя малярную ленту или скотч, подкрепите леску среза;
  • обратную сторону фанеры смочите водой.

Далее стоит освоить криволинейные срезы, для этого попробуйте выпилить круг:

  • закрепите материал, как при прямолинейном распиле;
  • положите на рабочую поверхность фанеру с контуром;
  • делайте распил медленно, перемещая заготовку, чтобы она не превышала границы контура, левой рукой;
  • при отклонении от косильной лески остановите подачу, и коротким прямым движением переместите полотно обратно на леску;
  • первые круги, которые будут сделаны, скорее всего, не станут идеальными, но через несколько попыток вы сможете похвастаться ровной окружностью.

Аналогично стоит резать любые элементы, в том числе и тупые углы. Острый угол, чтобы избежать скола, делают двумя лесками, соединяющимися в вершине. У готового изделия все кромки стоит обработать напильником, а после и наждачной бумагой. После обработки изделие покрывается лаком, цветной краской, морилкой.

В интернете сегодня можно найти огромное количество схем, рисунков и эскизов для выпиливания. Для мастеров начинающих лучше будет использовать простые элементы, например, мультипликационные изображения без мелких деталей. С помощью разного выпиливания фигур создают игрушки, детали для художественного украшения мебели, полочки, столешницы, дверцы, декоративные шкатулки и конфетницы. Большие и совсем маленькие элементы, например, брошки.

С помощью простого лобзика можно сделать деревянную декоративную плитку. Такие элементы используют для украшения стен. Используют выпиливание лобзиком и для работы с ламинатом, его краями и отдельными деталями. При выпиливании по рисунку необязательно выполнять модель с точностью. При выполнении детали можно изменить пропорции, добавить дополнительные элементы: бусины, пуговицы, декоративные элементы, ленты.

Вот несколько простых и более интересных схем и рисунков для выпиливания. Можно изменить их размеры и части.

Приспособления

Для работы лобзиком стоит использовать ряд инструментов, которые были описаны раньше. Но также есть большое количество приспособлений для выпиливания элементов. На первом этапе, скорее всего, вы обойдетесь необходимым минимальным набором, далее можно будет использовать специальные инструменты для оснащения рабочего места. Их выбор будет зависеть от изначального набора. Вы поймёте в процессе работы, что необходимо вам. Чтобы изготавливать сложные элементы, используют различные по виду пилки. Но также особое внимание стоит уделить столешнице. Все фигуры выпиливаются по одному принципу, но чем мельче детали, тем сложнее их исполнение.

NZIZN.RU 2021